Конференция Института Европейских
Культур
(17-18 октября 2003 Москва, РГГУ)
'Гарри Поттер и узники философской комнаты: порядок
фантастического в современной российской культуре'
Евгения Надеждина
Образовательные технологии Хогвартса или как стать
волшебником?
Одним из самых обсуждаемых в современном
российском обществе вопросов остается вопрос реорганизации системы образования.
В качестве модельных выступают американская и британская школы, потому и мы,
отдавая дань актуальной теме, обратимся к образовательным технологиям одного из
лучших учебных заведений Великобритании.
Достаточно устойчивый спрос на образование британского типа, считающегося
одним из лучших в мире, определяет наличие информационного поля, позволяющего
родителям выбрать для своего ребенка престижную школу, которая позволит ему
получить качественное образование и успешно конкурировать на западном рынке
труда. В сети Интернет легко отыскать специализированные сайты, посвященные
специфике образования в Великобритании, где приводятся общие сведения об
особенностях государственных и частных школ, требования к поступающим,
координаты учебных заведений.
На одном из таких сайтов мы могли бы встретить и описание самой известной
Школы волшебства и чародейства Хогвартс, занимающей лидирующие позиции в области
магического образования.
По своей организации и структуре Хогвартс ничем не отличается от частных
британских учебных заведений среднего звена. Ученики от 11 до 17 лет в течение
учебного года проживают в школе, уезжая домой только на каникулы. В школе четыре
факультета, программа обучения одинакова для всех и включает предметы
естественно-научного цикла с ориентацией на практические занятия. Домашние
задания выполняются самостоятельно. Учебный год делится на три триместра,
разделяемые рождественскими, пасхальными и летними каникулами. В школе имеется
богатая библиотека и условия для занятий спортом. Факультеты соревнуются между
собой за право обладания кубком школы, который вручается в конце каждого
учебного года победителю, набравшему наибольшее число баллов. Педагогический
коллектив школы состоит из самых известных специалистов-предметников.
Преимущества такой организации учебного процесса очевидными: большая часть
учебного времени посвящена практическому овладению будущей специальностью, что
позволяет ученикам в повседневной жизни успешно решать самые сложные задачи
(побороть тролля или свой собственный страх при помощи магических формул). Но
возможно ли воспитать настоящего волшебника, поместив ребенка в атмосферу
тотального дисциплинарного контроля, ограничив каждое его движение запретами?
Стоило московскому правительству объявить о создании школ «полного дня», как
еженедельный «Журнал» язвительно окрестил их «камерой хранения детей» и напомнил
своим читателям о том, что концлагерь изобрел викторианец лорд Китченер,
выпускник закрытой английской школы XIX века, вспомнивший свои чудесные школьные
годы.
Один из создателей школы Хогвартс, где готовят будущих волшебников, стал
Темным Лордом, и выпускники факультета Слизерин регулярно пополняют ряды его
сторонников. Краеугольные камни обучения в Хогвартсе – железная дисциплина и
беспрекословное подчинение, соблюдение системы многочисленных правил, которые
произвольно устанавливаются преподавателями.
Стоило Гарри столкнуться с профессором Снейпом в школьном дворе, как он тут
же получил 5 штрафных очков за то, что вынес книги из библиотеки. Рон Уиззли
возмущен: «Он только что придумал это правило», но возражать преподавателю
только себе дороже, назначение наказания не может быть опротестовано.
По прибытии в Хогвартс первокурсники попадают в мир магического, который
полон не только приятными и полезными чудесами (самонаполняющиеся тарелки в
столовой, домашнее привидение факультета), но таит в себе и опасности, порой
смертельные. Никогда нельзя быть уверенным, что ты попадешь именно туда, куда
тебе нужно, потому что лестницы вольны поворачивать куда угодно, а двери могут
вовсе не открываться. У неофита в этом мире нет проводников и помощников, он
должен самостоятельно выпутываться из ловушек, подстраиваемых ему школой. Любое
действие в аудитории и вовне ее может повлечь санкции со стороны преподавателей
в виде штрафных очков для факультета или общественно полезных работ (натирания
табличек и прочих хозяйственных хлопот, которыми щедро одаряет студиозусов
вездесущий благодаря своей кошке мистер Филч). Жизнь в Хогвартсе – это
постоянная борьба с неприветливыми и капризными привидениями, портретами в
рамах, растениями и животными во время практических занятий, незримо
присутствующая смертельная опасность (вырвавшийся на свободу тролль, тайная
комната, преступник, свободно разгуливающий по коридорам и спальням).
Да и сами занятия проходят в условиях, приближенных к боевым: волшебные
растения или ядовиты, или наносят физические увечья, кабинет зельеварения
располагается «в одной из подземных темниц», где «холодно, страшно», повсюду
стоят «стеклянные банки с заспиртованными животными».
Педагоги отнюдь не выглядят расположенными к своим ученикам, начиная с
нелицеприятного внешнего вида (крючковатый нос профессора Снейпа, чьи черные
глаза холодны и пусты, напоминают туннели, вечно поджатые губы МакГонагал –
«казалось, она вовсе не умеет улыбаться») и заканчивая взаимоотношениями с
учениками. Оба преподавателя, читающие основные дисциплины (зельеварение и
трансфигурацию), одинаково неумолимы к нарушителям школьной дисциплины:
Умная, но строгая, она [МакГонагал] произнесла очень суровую речь, как только
первокурсники в первый раз пришли на ее урок. «Любое нарушение дисциплины на
моих уроках – и нарушитель выйдет из класса и больше сюда не вернется. Я вас
предупредила»
…как и на уроках МакГонагал, здесь [на уроке Снейпа] никто не отваживался
перешептываться и заниматься посторонними делами.
На уроках профессора Снейпа легко получить штрафные очки за «наглый ответ», за
небрежное обращение с инвентарем, но он многому обещает научить тех, кто «хоть
чем-то отличается от стада болванов, обычно приходящего на мои уроки»
Профессор МакГонагал – декан факультета Гриффиндор, но Гарри, Рон и Гермиона
всякий раз ожидают гнева с ее стороны и не надеются на снисхождение (эпизод
первого полета на метле: Гарри был уверен, что его отчислят, Гермиона, осуждая
своих друзей за очередную выходку возмущена тем, что «нас всех могли убить или,
что еще хуже, исключить из школы» [выделено мной – Е.Н.]).
Процесс обучения чрезвычайно труден даже для тех, кто родился и вырос среди
волшебников: «занятия оказывались порой куда более непростыми, чем поиск той или
иной комнаты. Как быстро выяснил Гарри, магия вовсе не сводилась к помахиванию
волшебной палочкой и произнесению нескольких странных слов». Объем заучиваемой
информации огромен, преподаватели постоянно подчеркивают особую важность своих
предметов, относя их к искусству, овладеть которым дано далеко не каждому.
Зельеварение, по словам профессора Снейпа, очень тонкий и точный предмет, важная
составляющая магической науки, к которому «глупое махание волшебной палочкой не
имеет к ней никакого отношения». На уроках трансфигурации профессора МакГонагал
приходится заучивать наизусть «очень непонятные и очень запутанные предложения».
В таких непростых условиях происходит адаптация первокурсников. Будущий
волшебник всегда и во всем должен полагаться на свои силы. Окончание первого
курса не дает надежды на легкую школьную жизнь в дальнейшем.
Став второкурсниками, наши герои не стремятся облегчить жизнь младших, среди
которых и младшая сестра Рона Джинни. Не вступают во взаимодействие между собой
не только сокурсники с разных факультетов, но и ученики одного факультета разных
курсов. Они словно разделены прозрачной перегородкой: видимы, как во время игры
в квиддич, но не персонализированы как статисты массовки. Матчи по квидичу в
Хогвартсе – это персональный бенефис Гарри, где все остальные ученики, как и в
обыденной школьной жизни, сливаются в единодушную массу. Поначалу Гарри
представляется им диковинкой, после блистательных спортивных побед он окружен
ореолом всеобщего восхищения, также дружно осуждают и ненавидят его во второй
книге, подозревая в причастности к Тайной комнате и исходящему из нее злу.
Во время каникул ученики Хогвартса ограничены в магической практике, и этот
запрет также карается санкциями, но уже со стороны Министерства по
злоупотреблениям магией. И здесь уже нарушитель вступает в конфликт с законом –
во взрослом мире правила более суровы, здесь дерзкого ослушника ожидают не
штрафные баллы, заключение в Азкабан, полный мрака и скорби, где никакие прежние
достижения не позволят надеяться на снисхождение.
Профессиональная ориентация
Окончив школу, выпускник Хогвартса может посвятить себя чистой науке
(изучению драконов или маглов) или начать административную карьеру в
министерстве или департаменте. Очевидно, что и политика также открыта для
профессиональных волшебников (нам известно, что отец Малфоя вхож в
правительство). Однако можно ли говорить о тех, кто окончил Хогвартс как о
настоящих волшебниках? Настоящими волшебниками называют погибших родителей Гарри
Потера. Нам не известно, чем они занимались по окончании Хогвартса. Известно
лишь, что они дерзнули противостоять Темному Лорду и погибли, защищая своего
ребенка.
И вот теперь их сын становится учеником Школы волшебства и чародейства.
Несмотря на постоянный шепоток за спиной: «Тот самый Гарри Поттер!», его
постоянно терзают сомнения: а действительно ли он волшебник? Для Гермионы школа
волшебства – это путь к повышению социального статуса (из маглы стать
волшебницей), потому она штудирует огромное количество книг и прилежно учится.
Рон Уизли принадлежит к миру чародеев по рождению, школа для него – единственная
возможность превзойти своих братьев. Дарко Малфой свой статус пытается отстоять
и утвердить, ведь несмотря на принадлежность к родовому клану волшебников, он
учится средне и особыми талантами не блещет.
Проведенный нами анализ опыта школы Хогвартс позволяет утверждать: можно
прилежно учиться и стать высокопрофессиональным магом. Можно быть магом по
рождению, и диплом выпускника позволит тебе достичь высокого положения в
магическом обществе. Волшебником же стать нельзя, им можно только БЫТЬ.
Единственный волшебник в Хогвартсе – это Гарри Поттер, который не строит планов
на будущее и для которого обучение в Хогвартсе – процесс самоидентификации и
самоактуализации. Его не назовешь лентяем, но он и не злой отличник-зубрилка.
Ему удается преодолеть все рогатки, расставляемые школьными лестницами, дверями
и привидениями. Ему сопутствует покровительство МакГонагал, но одновременно он
страдает от враждебной неприязни Снейпа. Во всех испытаниях рядом с ним Гермиона
и Рон, но всегда наступает момент, когда их интеллект и интуиция оказываются
беспомощными, и последним героем на рубеж борьбы с Темным Лордом всегда выходит
Гарри Потер, «самый рассудительный и спокойный из всех».
И опыт его единичен, уникален и неповторим.